1/14
Как автоматизировать
три главных управленческих отчета на 100%?

История Константина Богданова.
Время чтения 4 минуты.

В конце статьи будет бонус!
Почему в нашем мире высочайших информационных технологий предприниматели могу получить информацию о финансовом состоянии и результатах своего бизнеса только потом, после окончания периода. И еще потом, когда специалисты соберут все цифры в нужные отчеты? Все предприниматели хотят волшебную кнопку. Нажал и увидел весь свой бизнес в цифрах. Все понятно и прозрачно.
Привет!
Меня зовут

Константин Богданов

Такой вопрос я задавал в 2005-2006 году. Не кому-то конкретно. Скорее в пустоту.

Мой бизнес начался в 1998. Очень быстро рос. Через пять лет все рухнуло. Пережить это было очень непросто. Когда немного восстановил силы мне пришлось начинать все заново не с ноля, а с внушительного минуса.

Ключевой причиной дефолта позднее определил потерю контроля на масштабировании бизнеса.

Когда бизнес снова стал развиваться, нужно было решить, что делать, чтобы снова не потерять контроль. Снова не гнать вслепую и со всей скорости, не вылететь в обрыв, и не разбиться.

Быстро разобрался, что основа контроля - это три отчета. Это именно то, что мне было нужно! Но радость моя сменилась на недоумение.
Получать эти отчеты по бизнесу оказалось не так просто.

В 2006 году вся моя система управленческой триады финансовых отчетов была построена на экселе.
На следующем слайде пример отчетов одного из моих маленьких бизнесов в апреле 2006 года.
Можно сказать, что своих целей я достиг. Ежедневно собирались данные в единую таблицу и по ним автоматически ежедневно формировались три отчета. По окончание месяца автоматически формировались три отчета с вертикальным и горизонтальным анализом. В отдельном файле автоматически собирались данных по году.

Возникли бюджеты, планфакты и финмодели. Уже тогда по всем направлениям деятельности и по всем проектам. Любые инвестиции шли только через бизнес-план с финмоделью. Доходы руководителей подразделений напрямую зависели от финансового результата управляемой им части моего бизнеса.
К 2006 я выжал из экселя максимум. А до этого в 2003 - 2004 был грандиозный проект внедрения кучи одноэсок у меня в холдинге.
Эску я тогда сравнил с "думом". Это такая компьютерная игрушка. Чем дальше по этапам, тем больше монстров. В принципе все остается как прежде, просто развиваются навыки играть в эту игру.
К этому времени я самостоятельно глубоко изучил финансовый менеджмент. Автор учебников стал не только моим учителем, а партнером и другом.
Савчук Владимир Павлович. Низкий поклон ему и куча благодарностей за знания!

Владимира Савчука я выбрал своим учителем, потому что это самое понятное для обычного человека погружение в финансовый менеджмент. Оказалось, что сначала Владимир Павлович стал профессором в технических науках, а только потом пришел в финансовый менеджмент. Это многое объяснило.
Достигнув, казалось бы, совершенства в контроле, я не был удовлетворен.
Поэтому пошел дальше.

Работала связка. 1С на операционке и в бухгалтерии + эксель на консолидации финансовых данных и формировании отчетов. То, что сейчас так популярно.

Были попытки на 1С автоматизировать финансовый учет, но даже на простом подразделении оптовой торговли получалось сложнее и хуже, чем в экселе.

Трудоемкость, задержки, человеческий фактор. Как бы хорошо это не выглядело, вся эта система требовала от меня постоянного вовлечения.

Еще беспокоили курсовые разницы. Видимо они послужили триггером для выхода на новый уровень.

Я откровенно не понимал, почему при существующем уровне информационных и вычислительных технологий нет такого готового решения автоматизации трех главных отчетов.
Раз не могу найти готового решения, то его надо разработать.

В то время зародилась ключевая идея ТМА – мониторинг управленческой триады и финансовых показателей не по периодам, а в режиме реального времени. Идея была в том, что не обязательно ждать конца года, чтобы провести полный анализ состояния и результатов. Каждый день – это конец года, т.е. конец периода в 365 дней.

На следующем слайде показан годовой финрез моего небольшого бизнеса с 2014 года в режиме реального времени.
Это мой действующий малый бизнес в сфере HoReCa.
Осознав эту идею, сразу представляется автоматизированный мониторинг важнейших показателей. Таких, как чистая прибыль (финрез) или рентабельность собственного капитала.

В программе можно задать предельные значения показателей и научить ее ежедневно мониторить, а если, какой-либо показатель выйдет за рамки предельных значений, то сообщить мне об этом.

Сидишь на пляже, пьешь коктейль, и тебе приходит сообщение, что за последние 365 дней твои деньги в таком-то бизнесе принесли меньше 30% рентабельности.

Круто! Ведь тогда я могу тратить свое время только на те места в бизнесе, которые действительно требуют моего вмешательства. Которые по финансовым показателям меня не удовлетворяют. В этом случае мои отношения с наемными менеджерами в моем бизнесе абсолютно прозрачны и понятны.
Хочу заметить, что меня, как предпринимателя, всегда возбуждало создание нового бизнеса.
Это то место, где предприниматели самореализуются и удовлетворяют свои потребности вершины пирамиды Маслоу.
От уже созданного бизнеса предприниматель хочет только больше денег, меньше беспокойства и рисков.
Большинство же воспринимают собственников бизнеса, как управленцев, которые с утра до ночи 24/7 глубоко погружены в свой бизнес. Знают все до мелочей. Сами нанимают людей, сами принимают все управленческие решения.
В действительности мы создаем бизнес не для того, чтобы работать, а чтобы не работать. Финансисты в этом случае должны обеспечить такой уровень предоставленной информации, чтобы и без повседневного погружения все было понятно.
В 2006 Савчук в шутку назвал идею автоматизированного мониторинга – «система пляжного управления компанией».

Позднее в 2009 году он помог мне придумать официальное наименование для созданного на основе этой идеи программно-методологического комплекса.

TMA – total management accounting. Система полного управленческого учета.

Базовую технологию модификации двойной записи (double-entry accounting system) мы назвали перекрестной записью (cross-entry accounting system). Она лежит в основе ТМА. Именно благодаря этой инновации удалось на 100% автоматизировать финансовый учет.

Эффективность, новизна и изобретательский уровень этой технологии впоследствии были подтверждены патентом на изобретение.
Для того, чтобы начать разработки в 2006 я вошел в бизнес софтверной компании, на софте которой работала большая часть моего бизнеса.

Уже через год я создал самостоятельный проект разработки, в который стал инвестировать большие деньги. Проект тогда мы назвали RTIT – real-time information technology.

С 2007 года мы разрабатывали специальный конструктор бизнес-автоматизации. Сегодня это наша TMAPlatofrm. Эта модульная лоукод платформа обеспечивает простоту, гибкость и доступность автоматизации для бизнеса. Это основа всех наших программных иснтрументов. На этой платформе разработаны десятки программ, из которых мы зарегистрировали лишь малую часть.

Ядро финансового учета ТМА; модуль с универсальными документами; модуль интеграции с банковскими данными; модуль интеграции с бухгалтерскими данными; модуль интеграции с различными конфигурациями 1С на уровне документов, регистров и отчетов; производство; система управления временными ресурсами и так далее и тому подобное.
Так началась история создания современного инновационного программно-методологического комплекса ТМА или, как мы часто говорим, экосистемы ТМА. В этом проекте я сам был руководителем, методологом, внедренцем, продвиженцем, а где-то даже разработчиком.

Сегдня все эти решения реализуют возможность автоматизировать три главных управленческих отчета даже в малом и микробизнесе. Являются инструментами финансового директора наряду с популярными вариантами гугл или эксель таблиц, 1С УНФ, 1С ERP и тд. Но в наших решениях есть прорывные инновации, которые в будущем дадут вам неоспоримые преимущества перед вашими коллегами, использующими таблицы, сервисы без двойной записи или классический системы финансового учета.

Но технология, программы и даже методология - это лишь инструментарий. Они не решат задачу автоматизации трех отчетов сами по себе. Надо научиться их внедрять в реальный бизнес любого масштаба.
В следующей статье, я дам вам нечто очень ценное.

За многие годы практики внедрения я выработал методику последовательных действий при внедрении автоматизации управленческой триады финансовых отчетов.

Это 8 последовательных этапов. Самый короткий и самый эффективный путь решения задачи автоматизации трех отчетов.

Эта дорожная карта является квинтессенцией моего опыта внедрения автоматизации триады в различных бизнесах, от микро до холдингов и в любых отраслях.

Все, кто так или иначе приходит к решению задачи автоматизации управленческих финансовых отчетов идут по этому пути. Только делают много лишних отклонений от короткого маршрута.

Дорожная карта из 8 последовательных шагов будет вашим путеводителем.
Чтобы получить доступ к дорожной карте прямо сейчас в чате @TMA_trip_bot введите кодовое слово "Дорожная карта".

С уважением, основатель ТМА, Константин Богданов.