К сожалению, действительные проблемы управленческого учета не лежат на поверхности, а спрятаны в глубине истории бухгалтерского учета и выросли на почве новых информационных технологий.
Поэтому специалисты не помогут их идентифицировать в повседневной практике, а в результате страдает владелец бизнеса и руководство.
Ситуация с управленческой отчетностью, анализом, мониторингом и контролем в современной практике очень далека от совершенства.
На автоматизации учета, отчетности и анализа не зарабатывает только ленивый, а на большинстве предприятий для решения этих задач по-прежнему используется Excel.
Специалисты по учету так увлеклись электронными таблицами, что перестали видеть картину в целом.
Вскрыть действительные проблемы будет непросто в небольшой статье, но мы попытаемся это сделать через аналогию.
Представим завод, который на входе потребляет сырье (дерево, металл и пр.), а на выходе дает готовое изделие — колеса, которые в свою очередь используются для транспортного средства, а оно для передвижения.
По аналогии, готовым изделием завода под названием «управленческий учет» будут управленческие отчеты.
Само по себе понятие «Управленческий учет» более широкое и не имеет четких границ, но мы остановимся на определении результата именно таким образом, поскольку это самый важный, можно сказать ключевой момент для владения и управления бизнесом.
Это «готовое изделие» используется для контроля предприятия уже несколько веков, соответственно внутри этого завода все уже давно отлажено до мелочей. Но в действительности, как работает внутри этот завод мало понятно, поэтому бухгалтерский учет зачастую называют «черным ящиком».
Внутри завода особо никто ничего менять не собирался, когда появилось электричество (по аналогии: информационные технологии), то много ручного труда внутри этого производства было автоматизировано, но завод по-прежнему выпускает все те же периодические финансовые отчеты (деревянные колеса для телеги).
А вот ситуация вокруг этого черного ящика сильно изменилась. Разница между бизнесом 100 лет назад и сейчас настолько же разительная, как между деревянной телегой и современным суперкаром.
Обычные потребители колес ничего изменить не могут, поскольку этот завод охраняется очень влиятельными сторонами (государство), как самая священная корова, ведь они потребляют именно деревянные колеса. Весь порядок закреплен законодательно (РСБУ) и изменяется крайне неохотно. Инженеры этого завода (бухгалтерская профессура) – это очень крутые специалисты, которые очень хорошо знают и понимают, как работает этот завод.
Их задача – производить деревянные колеса. Их самое любимое развлечение – это писать очень толстые книги про, то, как устроен их завод и про историю того, как все выстраивалось несколько веков назад.
А вот что такое «обычный потребитель колес» в этой аналогии — надо разобраться. Так же, как потребитель транспортного средства не является прямым потребителем колес — их потребляют предприятия по сборке транспортных средств — так и владелец бизнеса не является прямым потребителем этих периодических отчетов.
Между этим заводом и потребителем конечного результата возникла целая индустрия по доработке и тюнингу этих деревянных колес (формирование управленческой отчетности на основе бухгалтерской).
Ещё возникло множество небольших кустарных мастерских, где вручную производят колеса (попытки вести учет на Excel, либо программы без двойной записи), но они все разные и крайне ненадежные.
Самое интересное, что для индустрии тюнинга деревянных колес и кустарных мастерских крайне важно, чтобы этот завод деревянных колес продолжал существовать, ведь они зарабатывают деньги на тюнинге, либо противопоставляют свою кустарную продукцию деревянным колесам, используя более современные материалы.
Результат понятный. Потребитель ездит на суперкаре (современный бизнес), на котором стоят либо кустарные, либо тюнингованные деревянные колеса. Надо ли объяснять, какое ограничение определяют эти колеса для всего суперкара?
По аналогии также видна ситуация, что «всех все устраивает»: все устравает бухгалтерскую науку, бухгалтеров, экономистов, финансистов, производителей и интеграторов различного «тюнингового софта». Это обосновывает исходное утверждение, что прямо страдает только владелец бизнеса. Но для него ситуация в принципе привычная и устоявшиеся. Хотя по аналогии кажется и абсурдной.
Больше 10 лет назад мы не согласились с этой устойчивой взаимосвязанной системой и решили построить свой завод по производству управленческих отчетов, но уже ориентированный исключительно на современные интересы владельцев бизнеса и с полноценным использованием современных информационных технологий.
Особо не разбираясь, как работает завод по производству деревянных колес, мы стали реализовывать свои цели, и у нас получилось. Оказалось, что знания существующих технологий могут мешать в поисках новых прорывных решений.
Но потом, в 2013 году, у нас не было проблем сравнить применяемые нами технологии с теми, что применяются на заводе по производству деревянных колес, и получить патенты на изобретения.
Это абсолютно объективно доказывает, что предлагаемые нами технологии, а также инструменты на их основе, в значительной степени эффективнее общепринятых методов и технологий.
Завод построили, технологии разработали, поставили станки (разработали программное обеспечение), поставили производственный процесс (методология тотального управленческого учета ТМА). Что дальше?
А дальше мы столкнулись с одной стороны с непониманием, ведь люди никогда не задумывались, что проблема там, где ее не видно, а с другой стороны есть привычка выбирать известный бренд.
У людей создается впечатление, что если завод имеет великий бренд, или тюнинговые компании имеют известность, то они выпускают надежные продукты. Конечно, это не имеет никакого отношения к нашему вопросу по сути, но люди так воспринимают.
Тем лучше для новаторов, которые первые осознают ситуацию, и поставят на свои суперкары новые технологичные колеса из самых технологичных материалов, которые снимут существующие ограничения и позволят бизнесу двигаться быстрее, изменяться и приспосабливаться.
Нет смысла объяснять, насколько в современной бизнес среде это важно. Чем лучше мы контролируем ситуацию, тем риски меньше. Основная цель бизнеса – это не просто прибыль. А прибыль в соотношении на риски.
Есть нематематическая корреляция – чем выше прибыль, тем выше риски, и наоборот. Становясь быстрее и одновременно понижая риски, любой бизнес получит действительно конкурентное преимущество и сможет безопасно зарабатывать больше прибыли, а значит развиваться быстрее конкурентов.
Уважаемые владельцы бизнеса, управляющие и специалисты финансово-экономического департамента, теперь дело за вами.
Посмотрите критично на существующую ситуацию, не то, как все привыкли, а то, как лучше, эффективнее, точнее и быстрее.
Какую задачу вы решаете? Ту, которая формирует проблему в целом, или боретесь только с симптомами?
Понравилось? Подпишитесь, и мы будем присылать вам статьи
Мы отправляем дайджест раз в месяц. Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой обработки данных