Рентабельность бизнеса для собственника. Особенности нефинансовых факторов.

Автор: Константин Богданов
Мой бизнес приносит мне 300К в месяц прибыли. Это много или мало?
Классика финансового анализа – это оценка рентабельности собственного капитала. Если моих денег в этом бизнесе 3 млн, то рентабельность 10% в месяц (120% в год). Очень круто. Если моих денег в бизнесе 30 млн, то рентабельность 1% в месяц (12% в год). Совсем не круто. Вроде бы все предельно понятно.

А теперь представьте, что первый вариант – это консалтинговое агентство, он требует 250 часов вашего личного участия в месяц. Работа на износ без выходных и праздников с утра до ночи. А второй вариант – это коммерческая недвижимость, которая сдается в аренду, он требует не больше 10 часов в месяц. Первый вариант дает высокий уровень риска, люди ошибаются, а отвечать вам.

Второй вариант дает небольшой риск простоя без арендатора. В первом варианте ваши деньги в столах, стульях, компьютерах и прочей оргтехнике, при ликвидации, которая ничего не стоит. Во втором варианте капитализация коммерческой недвижимости очень устойчива.

Понятно, что классический показатель рентабельности собственного капитала нельзя использовать в чистом виде.

Для оценки доходности надо учитывать:

  1. Рентабельность собственного капитала.
  2. Необходимые и обязательные временные затраты на ведение и контроль бизнеса.
  3. Риски неполучения дохода, дополнительных потерь, системных проблем, кризисных явлений, проблем с силовиками и т.д. и т.п.
Далее помним, что оценка не бывает безотносительной. Не бывает «хорошо» или «плохо». Бывает «лучше, чем…» и «хуже, чем…». Получается, что оценивать доходность своего бизнеса необходимо относительно:

  1. Рентабельности собственного капитала в альтернативных вариантах.
  2. Временных затрат в альтернативных вариантах.
  3. Рисков в альтернативных вариантах.
У любого собственника кроме денег и/или других ресурсов для бизнеса есть всего 24 часа в сутках, его свобода, нервы и жизнь. Но и это не все.

Не хлебом единым сыт человек.

Большинство предпринимателей преследуют не только финансовые цели. Сделать мир лучше. Построить завод. Построить самый большой небоскрёб. Быть первым. Быть лучше. Создать. Найти. И многое другое может мотивировать предпринимателя вкладывать деньги, рисковать, тратить время, нервы и пр. Одним словом это сложно охарактеризовать. Давайте попробуем назвать это «кайф». Что-то вроде уровня кайфа от бизнеса.

Управлять коммерческой недвижимостью – рисков минимум, денег немного, но надежно, а кайфа никакого. Создать инновационный стартап с целью разработки невиданных технологий – рисков максимум, денег "как повезет", о надежности вообще лучше не думать, зато море кайфа, если сам предприниматель хочет создать эту невиданную технологию.

По себе знаю. Когда я, как предприниматель, перепробовал все доступные варианты автоматизации управленческой триады финансовых отчетов и понял, что реальной автоматизации не существует, а мне это было очень надо для развития бизнеса без потери контроля, то я сам увлекся изысканиями и разработками.
Риски сжечь десятки миллионов и полжизни впустую зашкаливали, мое время и все мысли были посвящены этому проекту, но кайф все перекрывал.

Вряд ли такие вложения прошли бы процедуру инвестиционного проектирования успешно. А в результате появились новые технологии и новые инструменты, которые на 100% автоматизируют финансовый учет и процесс формирования управленческой триады финансовых отчетов.

В конце концов предприниматель – это не коллекционер денежных знаков!

Давайте попробуем собрать все факторы оценки доходности в матрицу. Это наиболее подходящий инструмент для распределения интуитивной оценки на составляющие и получения более объективного результата.

Пример финансовой матрицы
Это моя попытка. Ваша матрица может отличаться от этой.
Видов альтернативных вложений может быть множество. Можно в общем, можно конкретный проект.

Предполагаемая годовая доходность всегда есть. От нее и пляшем.
Дальше мне пришлось ввести странный коэффициент (верхнее поле) по каждому фактору. Мой коэффициент имеет две стороны – негативную (от 0 до 1) и позитивную (от 1 до 5). Общее правило я установил следующее: важно мое отношение по этому варианту вложений и по этому фактору конкретно.
Давайте на примерах.

Я поставил 5 на временных затратах на варианте банковского депозита. Это значит, что я максимально подчеркиваю преимущество этого варианта, как и по факторам рисков неполучения дохода и возможных потерь. При этом кайфа ноль. И получилось все правильно. Несмотря на то, что банковский депозит дает минимум доходности, он надежен и риски минимальны. Он не может конкурировать с доходностью 30% от собственного бизнеса, но точно не в соотношении одни к пяти. С учетом времени, рисков и кайфа получилось один к двум. Мне кажется, что это более объективно.

Почему депозит в действительности дает 15, а не 6 процентов? Да все просто. Это с учетом практического отсутствия рисков и временных затрат.

Почему свой бизнес для меня приносит не 30, а только 23 процента? Все просто. Потому что есть реальные риски и мне приходится тратить свое время и нервы, хотя это и в кайф. Посмотрите, что получается, если свой бизнес мне был бы не в кайф.

Бизнес без кайфа

Если нет кайфа, то мне почти в два раза выгоднее взять деньги из бизнеса и положить на депозит, получить кучу свободного времени, которое можно использовать в кайф.







Понравилось? Подпишитесь, и мы будем присылать вам статьи

Мы отправляем дайджест раз в месяц. Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой обработки данных