В крупном и среднем бизнесе есть должность финансового директора. Уровень квалификации финансовых менеджеров можно разделить на три ступени: умение посчитать; умение интерпретировать; и умение подготовить решение.
Для малого и микробизнеса ничего не меняется. Только нет человека с должностью финансовый директор. Вершину олимпа финансового менеджмента нужно покорить самому предпринимателю. Тогда у него возникают возможности вырастить свой бизнес до среднего или даже крупного. Ну либо просто управлять не только на основе своей интуиции, но и на основе реальных цифр, что в итоге дает, опять же, возможность расти, а также страхует от потерь.
Первая ступеньПервый уровень. Назовем его базовым. Это способность вести управленческий учет таким образом, чтобы в результате получался адекватный управленческий Баланс, отчет о доходах и расходах (ОДР, он же ОПиУ, он же ОФР, он же P&L и т.д.), отчет о движении денежных средств (ОДДС, СF). Важно! Это фактические отчеты, о реальном финансовом положении бизнеса и его реальном результате деятельности, а не придуманные бюджеты.
На основе этой триады управленческих финансовых отчетов рассчитываются финансовые показатели. На этом же уровне находится способность собрать портфель нужных для контроля и принятия управленческих решений финансовых показателей, которые беруться из вышеупомянутой управленческой триады финансовых отчетов.
К базовому уровню нужно отнести и способность вести платежный календарь. А также организацию ведения бухгалтерского и налогового учета.
Вторая ступеньНазовем этот уровень профессиональным. Это способность оценки эффективности инвестиций. Другими словами, инвестиционное проектирование. Тут способность объективной оценки рисков, их оцифровки. Но главное, тут способность интерпретации информации, полученной из управленческой триады финансовых отчетов и значений финансовых показателей, умение объяснить, почему так получилось.
Третья ступень.Высший уровень. Тут возникает способность на основе цифр подготовить управленческое решение.
В крупном бизнесе — когда крутой финансовый директор приходит к генеральному директору и дает расклады на цифрах, показывает проблему и/или возможности, потом предлагает решение, то, что нужно делать.
Тут нужно говорить об уровне понимания общей стратегии бизнеса, умении вырабатывать финансовую стратегию. Видеть цифры финансового анализа глазами собственника бизнеса, интерпретировать эти цифры так, чтобы находить решения для повышения прибыльности и надежности бизнеса.
Как это выглядит в малом и микробизнесе?Странно, но развитие происходит в обратную сторону. Предприниматель и собственник бизнеса неплохо понимает стратегию своего бизнеса и всегда думает о вариантах повышения прибыльности и надежности своего бизнеса.
Но думает он на основе своей интуиции, а не на основе прагматичных цифр.
Для того, чтобы предприниматель малого бизнеса смог принимать объективные и взвешенные управленческие решения на основе оцифрованной информации ему надо пройти ступени снизу вверх.
Сначала научиться и организовать управленческий учет и подготавливать управленческую триаду финансовых отчетов. Выработать свой портфель финансовых показателей.
Потом научиться объективно интерпретировать эту информацию.
А последний этап, в данном варианте, окажется самым простым, поскольку предприниматели всегда это делают, находят и принимают решения, берут на себя ответственность. Только в этом варианте решения будут в сотни раз надежнее, соответственно прибыльность и надежность бизнеса будет в разы выше.
На практике организовать управленческий учет так, чтобы получать своевременную и достоверную триаду управленческих финансовых отчетов – это дело непростое. Но с применением системы ТМА Управленческая бухгалтерия все гораздо проще.
Сама методология ТМА очень проста. А инструменты ТМА позволяют на 100% автоматизировать процесс формирования управленческой триады отчетов. Методы внедрения ТМА учитывают все, что необходимо сделать для достижения результата.