Вот так, все просто.
Но у большинства предпринимателей малого бизнеса не получается наладить правильный учет всех Доходов и Расходов. Большинство пытается это сделать от поступлений и выплат денежных средств, а это не совсем правильно. Абсолютно все облачные сервисы управленческого учета методологически идут от учета денежных транзакций. Есть мнение, что так проще, но это становится заблуждением, когда кроме ОДДС нужны нормальные ОДР, а тем более Баланс.
При учете Доходов и Расходов возникают различные неоднозначности, например, когда признавать Доходы или Расходы. Делали проект 3 месяца, акт подписали через две недели после окончания проекта, когда признать выручку? Тема для дискуссий. А с точки зрения управления и владения бизнесом хочется, чтобы все было однозначно.
Мой совет. Не ищите однозначности, а тем более каких-то правильных правил. Следуйте здравому смыслу. Совет из разряда «легко сказать». Чуть позже опишу, как это выглядит с точки зрения методологии ТМА.
Если вести учет доходов и расходов нормально не получается, то не расстраивайтесь. Сейчас расскажу, как правильно посчитать Чистую прибыль без учета.
Выше было сказано, что Чистая прибыль – это в первую очередь прирост стоимости вашего бизнеса. Вот и ответ. Надо из стоимости бизнеса сегодня отнять стоимость бизнеса в прошлом. Получится Чистая прибыль за этот период.
Тут уже вопрос не как учитывать Доходы и Расходы, а как определить стоимость бизнеса.
Существует несколько разных подходов, но в данном случае речь идет о стоимость так называемых Чистых активов. Чистые активы – это собственный капитал. Другими словами, сколько Ваших денег в Вашем бизнесе. Но давайте упростим до нормального языка.
Насколько Вы лично богаты? Каково Ваше состояние? Как посчитать?
Надо взять на момент времени сумму всех Ваших денег. Прибавить сумму стоимости всех Ваших ценностей, оценив их адекватно и по какому-то определенному принципу, например, «за сколько продам в течение месяца». Прибавить сумму всех долгов, которые Вам должны вернуть, и с большой степенью вероятности вернут. Отнять сумму всех Ваших долгов, которые необходимо будет вернуть. В результате получите сумму Вашего состояния и поймете, насколько Вы богаты. Это ведь очевидно для любого.
Ровно таким же образом можно посчитать стоимость бизнеса.
Стоимость бизнеса = Деньги + Ценности + Задолженности контрагентов перед бизнесом – Задолженности бизнеса перед различными контрагентами.
Такой вариант учета и расчета Чистой прибыли многие назовут «инвентарным учетом». Он существовал еще в древнем Египте задолго до появления в Италии двойной записи для нормального учета Доходов и Расходов. Это просто и это работает (как автомат Калашникова) без больших временных затрат!
Четыре составляющие (деньги, ценности, долги нам, наши долги) – это составляющие простейшего Баланса.
Умение быстро собрать простейший Баланс и посчитать «в живую» фактическую стоимость бизнеса пригодится в любом случае. Ведь это проверка того, что насчитают по Доходам и Расходам. Если Чистая прибыль по Доходам и Расходам сойдется с «инвентарной» Чистой прибылью, то расчетам можно доверять и анализировать результат.
Очень прошу, перечитайте предыдущий абзац еще раз!
В подавляющем большинстве случаев у вас не сойдется. В свою очередь это адекватно покажет недостатки учета, с которыми нужно работать и куда надо вкладываться для наведения порядка в учете.
При расчете стоимости бизнеса в живую вы невольно учитываете все, что довольно сложно учесть при учете доходов и расходов. Например, курсовые и стоимостные дельты.